«Один человек выдвинул предположение, что зимой лысые люди встречаются реже, чем летом, потому что с наступлением холодов прилетают особые птицы-лысоеды, которые охотятся на лысых.
Какие факты необходимы для того, чтобы доказать это предположение?»
«Вот отрывок из детектива С. Кравцова «Зашифрованный план»: А знаете, товарищи, — объявил он, – эти статуи кто-то облил уксусной кислотой. Кислота разъела гипс, и за ночь он отвалился…
Правдоподобно ли объяснение?»
«Атомная электростанция выполнила годовой план за миллисекунду. Найдите хоть что-нибудь».
Такого рода задачки встречают учеников Красноярской Летней Школы (КЛШ) на входе в столовую. Есть о чем подумать, склонившись над скорбной пищей. После ум займут более сложные проблемы. А пока продвинутые могут поприкалываться на заданный мотив. А дилетанты – открыть для себя неведомые раньше смыслы. Что-то вроде дзенских коанов, способ держать сознание в тонусе, в игре.
КЛШ — не просто способ изолировать вундеркиндов на три недели. Это система мышления, интеллектуальное государство в государстве. В лагере на берегу Енисея, где обычно базируется этот образовательный артефакт, на три недели создается общество с уникальной структурой. Главный закон этого общества гласит: «Мы с вами интеллигентные люди!» И сюда приезжают не только школьники. Из года в год в это веселое государство возвращаются из разных точек земного шара успешные и плотно занятые люди с учеными степенями.