Поддержи Openmeetings

четверг, 14 февраля 2013 г.

Не все лекарства можно тестировать на мышах

К этому выводу пришла группа исследователей во главе с доктором Х. Шоу Уорреном (на фото), специалистом по сепсису из Массачусетского общего госпиталя.

«Все привыкли к тестам на мышах и считают их обязательными при разработке нового препарата, — говорит один из соавторов сенсационной работы. — Все так увлечены попытками вылечить мышей, что забывают о главной цели — лечении людей».

Животный мир делегировал мышей как полномочных подопытных при исследовании человеческих болезней. Но теперь группой ученых предъявлены доказательства того, что тесты на мышах вводят в заблуждение — по крайней мере, в случаях с тремя основными убийцами: сепсисом, ожогами и травмами. Оказывается, годы исследовательской работы и миллиарды долларов тратятся совершенно впустую.

Результаты исследования не означают, что мыши совершенно не годятся для исследования болезней. Но согласно полученным данным, их не стоит использовать при изучении болезней, затрагивающих иммунную систему, — в том числе рака и болезней сердца.

Статья, опубликованная на днях в Трудах Национальной академии наук, объясняет, почему около 150 препаратов против сепсиса, проверенных на пациентах с привлечением немалых средств, оказались недействующими. Контрольные тесты базировались на опытах с мышами. И у мышей бывает что-то похожее на сепсис, но все же это не совсем то, что у людей.

Сепсис — потенциально смертельная реакция человеческого тела, которое пытается справиться с инфекцией. Это системное воспаление в одних только США поражает 750,000 пациентов в год, из которых умирает от одной четвертой до половины. Это обходится стране в $17 миллиардов в год. Сепсис — главная причина смерти в отделениях интенсивной терапии.

При этом воспалении пораженная иммунная система начинает производить белки в таком избыточном количестве, что капилляры начинают протекать. Кровяное давление падает, жизненно важные органы не получают достаточного количества крови. Несмотря на все усилия, доктора и медсестры в отделениях интенсивной терапии или неотложной помощи оказываются неспособны справиться с утечками, остановить инфекцию или предотвратить повреждение ткани. В конечном счете, оказываются повреждены жизненно важные органы.

Новое исследование поражений иммунной системы продолжалось 10 лет и объединило 39 исследователей со всех концов страны. Начиналось все с изучения лейкоцитов, полученных от сотен пациентов с тяжелыми ожогами, травмами или сепсисом. Стояла задача: определить, какие гены были задействованы лейкоцитами в ответ на сигнал опасности. Группа накопила широкий, строго собранный набор данных. Но когда исследователи попыталась опубликовать свои результаты в нескольких научных изданиях, то получили отказ. Редакторы не принимали статью к публикации по одной причине: авторы не показали, что подобная же ответная реакция генов наблюдается и у мышей.

Пришлось отложить публикацию и поискать ответ на вопрос: «Действительно ли гены людей и мышей реагируют на поражение одинаково?»

Группа приступила к новым исследованиям, ожидая, что будут найдены некоторые общие черты. Но анализ данных показал, что общего нет ничего.

Наконец, неудачи препаратов против сепсиса получили объяснение. У мышей при поражениях иммунной системы часто использовался определенный ген, в то время как у людей сопоставимый ген был подавлен. Препарат, который срабатывал с мышами, повреждая этот ген, мог оказаться смертоносным для людей.

Еще более удивительно, что разные предварительные условия у мышей — ожог, травма или сепсис — затрагивали различные группы генов. У люди одинаковые гены были задействованы во всех трех случаях. Это означает, доктор Уоррен сказал, что, если исследователи смогут найти препарат, который помогает человеку в одном из этих случаев, этот же препарат сможет работать и при двух других.

Теперь ученые указывают на то, что заведомо была одна существенная подсказка: очень трудно убить мышь бактериальной инфекцией. Для этого требуется в миллион раз больше бактерий в крови, чем для человека.

Если выявить причину этой неуязвимости, то можно будет поискать способ и человека сделать таким же стойким, как мышь.

nytimes

Комментариев нет :

Отправить комментарий