Поддержи Openmeetings

вторник, 27 октября 2009 г.

Мы — сообщество профессионалов

В нашу команду энтузиастов свободного программного обеспечения входят специалисты со всего мира из числа программистов, дизайнеров, системных администраторов и менеджеров, которые, при поддержке многочисленных пользователей, помогают нашим продуктам подняться к невероятным для их малого возраста высотам. Благодаря слаженной работе качество наших продуктов держится на высоком уровне. Это подтверждает и наш успешный выход на российский рынок — большой шаг вперёд для нашей компании.

Среди участников много талантливых людей.  В их числе —  опытные и знаменитые программисты, например Евгений Ровинский, благодаря которому, в своё время, компилятор С фирмы Intel лишился не менее, чем сотни ошибок. Есть гениальные и молодые, такие, как Елена Вавилова и Мария Федотова. Зачем мы привлекаем к работе самых лучших?

Наличие талантливого и энергичного сообщества гарантирует проекту стабильное развитие вне зависимости от превратностей рынка и изменчивого человеческого фактора. Многие популярные некогда свободные проекты угасали вместе с энергией их зачинщиков. В мире программного обеспечения даже появилась шутка об «автобусном эффекте»: проекты, в которые не происходит притока новых самостоятельных, целеустремлённых  сил, обречены на забвение, стоит лишь их начинателю попасть под автобус.

Практические советы по созданию правильного сообщества энтузиастов свободного продукта

В настоящее время многие компании пытаются организовать вокруг своих проектов сообщество и часто терпят неудачу. В данной статье мы обобщим наиболее распространённые и фатально смертельные ошибки, которые совершают компании в своих стараниях.

Перед тем, как создавать сообщество, необходимо подумать о том, что компании нужно. Нужно ли

  • повысить популярность бренда и распространённость продукта за счёт свободного лицензирования,
  • или создать экосистему, построенную на основе разработки продукта,
  • или включить существующие наработки в свой проект, чтобы сократить издержки,
  • или же построить модель сотрудничества с другими компаниями на нейтральной территории?

Каждая из этих целей, а также любые другие, требуют конкретной стратегии и инструментов, направленных на достижение успеха.

Самая распространённая и большая ошибка, которую совершают компании — это уход с головой в свободные проекты, и связанные с этим нереалистичные ожидания. Крис Грамс однажды описал привлечение сообщества к разработке как «модель Тома Сойера» — это когда компании ожидают, что кто-то другой сделает за них их работу. Важно не попасть в эту ловушку.

Две типичные модели создания сообщества — найти себя в сотрудничестве с существующим свободным проектом, или взрастить сообщество вокруг своего собственного проекта.

Модель присоединения компании к сообществу

При присоединении к существующему сообществу укрепление доверия и репутации занимает много времени. Первый шаг к продуктивной работе с сообществом — это понимание структуры этого сообщества. Кто лидеры данного сообщества, каковы их приоритеты? В первую очередь на решение компании об участии в открытом проекте может повлиять несовпадение культуры свободного проекта и коммерческих целей компании.

Как только компания принимает решение сотрудничать с сообществом и выбирает для этого подходящий проект, следующее важное решение состоит в том, кто будет работать над проектом. Это решение часто не получает должного внимания высшего руководства компании.

Часто сообщества документируют свои нормы поведения — многие проекты, включая Apache Software Foundation, ядро Linux и проект Gnome, имеют свои собственные правила поведения, кодексы, политики, отражённые в их списках рассылки и в других источниках. Для большинства сообществ они могут быть кратко сформулированы так: «Грести вместе со всеми, не раскачивая лодку».

Одно из искушений, которого необходимо избегать любой ценой — это чрезмерное использование рычагов воздействия на сообщество, которые получают участники проекта из числа сотрудников компании. Безусловно, компании нужно иметь своего «старшего», который бы был своего рода «наставником» для других, и помогал бы им в процессе работы над проектом, но нужно избежать ситуации, когда «наставник» становится «привратником», отгородив разработчиков компании от сообщества.

Модель взращивания сообщества

Второй сценарий — взращивание сообщества. Если компания решила выпустить ПО под свободной лицензией, её первым решением будет вопрос о том, будет ли проект позиционироваться исключительно как проект сообщества или нет, и до какой степени это будет проект сообщества?

Саймон Филипс (Simon Philips) писал о различных типах сообществ, которые могут вырасти вокруг СПО. Он описывал сообщества разработчиков программного кода, непрофильных разработчиков, разработчиков, работающих над дополнениями, интеграторов, распространяющих и настраивающих ПО, но не обязательно изменяющих его, и, наконец, пользователей ПО. Каждое из этих сообществ имеет разные потребности и требует различного подхода.

Если компания хочет взрастить сообщество вокруг своего проекта, есть несколько практических советов, которым необходимо следовать:

  • Ослабьте контроль. Если компания единолично решает, какой код будет добавлен в ядро продукта, то проект утратит привлекательный дух свободы в глазах остальных участников.
  • Уберите лишние барьеры при входе. Барьеры, отсеивающие участников, могут быть разными: использование необычных инструментов разработки, требующих использования запутанных процессов генерации отчётов об ошибках, пожеланий или отправки патчей, или навязывание различных соглашений о передаче имущественных прав, которые должен подписать участник, прежде чем внести свой вклад.
  • Создайте удобные инструменты разработки и инфраструктуру. Необходимо убедиться, что она предоставляет пользователям удобные возможности распространения своих работ и общения друг с другом. Желательно автоматизировать сборку и интеграционное тестирование.
  • Документируйте и упрощайте процессы в сообществе. Никто не хочет быть гражданином второго сорта, и каждый должен понимать свои права и ответственность.
  • Выделите достойный бюджет. Создание сообщества занимает много времени и усилий, другими словами, значительные инвестиции, в первую очередь, инвестиции в человеческие ресурсы.

Чёткая и убедительная перспектива, с большим количеством возможностей внести свой вклад, и низкие барьеры для желающих сотрудничать помогают снизить расходы на вовлечение и удержание участников сообщества, а также снизить расходы на привлечение новых пользователей и платёжеспособных клиентов.

Комментариев нет :

Отправить комментарий