Итак, свершилось — наши замечательные студенты победили в очередной международной олимпиаде. Триумф! В комментариях люди радуются: русские программисты — лучшие! Да и самой приятно сознавать, как бывшей олимпиаднице, что приходящяя нам на смену молодёжь нас лучше и успешнее. Вот только с прошествием лет кажется мне, что успешность человека и его страны в профессиональном программировании мало связана с успехами в олимпиадах. Попробуем разобраться в фактах.
Почему в России с трудом можно найти успешного производителя программного обеспечения? Почему из 1000 сумевших выиграть участие в Google Summer of Code — по настоящему серьёзном испытании испытании в прикладном программировании — только 21 наш соотечественник? Приведу здесь их с трудом собранные имена, если рекрутеры отвернутся, закроют глаза и дадут людям спокойно доучиться: Александр Сизёмин (Apache Lenya), Алексей Лапуста (Codehaus), Алексей Михайлов (Freifunk), Алексей Путилов и Максим Егоров (Gnome), Вячеслав Токарев и Дмитрий Казаков (KDE), Георгий Бердышев (The Linux Foundation), Дмитрий Горбик (MacPorts), Макс Усачёв (Maemo), Алексей Моисеенко (Native Client), Майк Волохов (NetBSD), Андрей Якубович (OpenChange), Павел Конников (OpenMRS), Андрей Григорьев и Павел Шиловский (Samba), Денис Куров и Роман Аверкин (Red Hat), Руслан Ижбулатов (GStreamer), Алексей Торхов (WorldForge), Кирилл Николаев (VideoLAN) да простят меня наши бывшие соотечественники и те, кого я случайно пропустила. Может быть кто-то из этих людей, несмотря на сегодняшние трудности, найдёт способ превратить нашу страну в центр программостроения, а мы пока порассуждаем, как же этого можно добиться, и как нельзя.
Для начала признаем факт, что современные программисты покинули высоконаучные институты и работают на фабриках по производству прикладного программного обеспечения. Другими словами, современное программирование превратилось в регламентированный промышленный процесс, где гениальные единицы значат меньше, чем слаженная и эффективная работа коллектива. Управлять программистами на западный манер наши местные менеджеры умеют не очень: в нашей команде в московском Интеле за два года сменилось шесть начальников и в результате ни одного не осталось. Редко, но метко искусству управления программистами начинают учить наши люди, освоившие эту науку на западных тренингах, например, мой бывший интеловский сослуживец и великолепный преподаватель Саша Орлов, кстати, порекламировавший наше сообщество у себя в блоге.
Эффективная команда — это меньше половины успеха дела. Кому нужен качественный и великолепный продукт, который никто не может продать? В России практически нет людей, умеющих продавать программное обеспечение. Ведь у нас в России все пользуются пиратским ПО и вовсе не спешат что-то лицензионное покупать за свои кровные. Для того, чтобы заработать деньги, приходится продавать железо или разменивать свою специализацию на внедрение и решение частных задач клиента. Лишь благодаря тому, что среди государственных силовых структур постепенно зреет понимание проведения облав на пиратское ПО, как способа дополнительного заработка, коммерческие структуры стали интересоваться, а не купить ли что-нибудь официально.
Предложу Вам провести аудит деятельности Вашей компании с точки зрения эффективности Вашего бизнеса. Думаю, что мой список взрослее, чем двенадцать тезисов Джоэла, и после этих слов скромно потупила глазки.
- Вы знаете и используете современную технику, например, знаете, что нарисовано справа.
- Вы знаете происхождение каждой строчки вашего продукта, и можете объяснить, почему права на эту строчку принадлежат Вашей компании.
- Вы знаете и используете современные инструменты разработки, например, систему непрерывной интеграции и статические анализаторы.
- Вы знаете и используете современные практики тестирования, например автоматическое тестирование и тестирование интерфейсов на соответствие стандартам удобства.
- У Вашего продукта подробная пользовательская, архитектурная и низкоуровневая документация.
- Вы знаете своих конкурентов, и потому говорите слово «инновационный» о своём бизнесе, имея ввиду организационную, а не техническую составляющую Вашего бизнеса, например, оформленные патенты.
- Ваш заказчик выбирает Вас за лучшее соотношение цена/качество.
- Ваш бизнес масштабируем, и каждый релиз Вы продаёте множеству заказчиков. Не говоря уже о том, что обновления к Вашему продукту устанавливаются автоматически.
- У Вас есть план развития бизнеса на год вперёд, и вытекающие из него технические и маркетинговые планы и спецификации.
- Ваша поддержка описывается договором об уровне оказываемых услуг.
- Уровень оказания услуг отслеживается вашим CRM, например, Вы видите, какие проблемы клиентов, отмеченные в базе дефектов, не были решены вовремя.
- Вы проводите долговременные инвестиции в бренд и репутацию, а ваши сотрудники верят в успех Вашего предприятия, и разделяют с Вами ответственность за общее дело.
Многие из этих утверждений покажутся естественными читателю, работающему в Sun Microsystems Oracle. Несоответствия подобным нормам, как механическая коробка передач и перьевая ручка, на Западе ушли в прошлое. Было бы очень интересно узнать, какое количество приведённых утверждений верно для Вашего бизнеса. Нашему бизнесу с натяжкой можно поставить четвёрку. Увы, наряду с российским автопромом, российский бизнес по производству ПО, измученный методами нечестной конкуренции, с трудом изживает кустарные предприятия. Долго ещё призраками будут маячить за нашими спинами допотопные нишевые системы документооборота, разрабатываемые каким-нибудь московским ГУП.
Учитывая наши реалии, я вижу три стратегически осмысленных пути, как в нашем с Вами бизнесе остаться на плаву, но эти поля слишком узки. Пора уже поберечь внимание читателя и оставить следующие двадцать абзацев на следующий раз.
Комментариев нет :
Отправить комментарий