Поддержи Openmeetings

пятница, 25 декабря 2009 г.

Россия II: великаны и малыши програмстроя

Простите великодушно, что повторюсь. В предыдущем тексте я писала о том, что российским студентам, изучающим высшую математику и философию, проще побеждать в олимпиадах, чем участвовать в разработке программных систем промышленного масштаба. Воспитанные в восьмидесятых годах прошлого века в школах Ершова и Звенигородского преподаватели программирования хорошо развивают в своих сегодняшних учениках навыки решения проблем. Чему они учат не так хорошо, так это практическим навыкам работы в больших распределённых проектах, умению писать связные тексты, мягкости общения, стратегическому планированию, управлению процессами и людьми. Ну и ничего, научимся как-нибудь самостоятельно по книжкам и по Хабру.

Далее я коснусь трёх основных моделей ведения бизнеса, которые мне нравятся. Итак, для начала надо бы определиться с тем, что нравится. Идея о том, что бизнес должен зарабатывать деньги, и много денег, верна, но стара, как мир и неинтересна. Мне нравится отвечать на вопрос, как я хочу зарабатывать деньги, стратегически. Не мудрствуя лукаво, давайте посмотрим на стратегии Интела «прыгать вперёд», Гугла «изменять мир к лучшему» и других серьёзных конкурентов. Что в них общего? Все они борются за то, чтобы вести за собой людей, изменять окружающий мир и определять его развитие. Ну а достаток уж приложится.

Маленькие великаны

Начнём с самого очевидного. У носорога плохое зрение, но с его весом это не его проблемы. Что если быть успешным и большим? Дети, каждый день проходя мимо двухметровой фигуры на портрете у входа в школу, сразу хотят стать президентами, ну а мы, взрослые, знаем, что надо быть скромнее. Итак, кто же ещё у нас есть, с кого разрешается брать пример?

Неконвертируемые гиганты типа , сделавшие бизнес на сложностях российского делопроизводства, стратегически полагаются на то, что у России свой путь, а я верю в мировые рынки и скорую глобализацию. Нюхнут местечковых проблем и Интернет-проекты, ориентированные только на русскоязычную аудиторию. Те, у кого получится стать нашим национальным стратегическим ресурсом, с голоду не помрут, но заплывут жирком и помрут от недостатка добросовестной конкуренции. Наконец, российский игропром, серьёзно обсуждающий на DTF 16-часовые кранчи за пиццу, с таким подходом к людям всегда останется нищим.

Поэтому стратегически будем брать пример с компаний, которые доказали своё право на существование, на равных конкурируя с западными продуктами на их территории. Лаборатория Касперского, ABBYY, СПИРИТ — эти компании сумели сделать интересный и тиражируемый продукт, и продать его на Западе. Все они начинали с одного инновационного решения и постепенно разрослись до сегодняшних размеров, кстати, достаточно скромных согласно мировому табелю о рангах.

Хочется стать в России отраслеобразующим производством программного обеспечения? Казалось бы, научись сначала быть маленьким и придумай что-нибудь новенькое. Увы, сегодня всё стало сложнее: многие конкурентные преимущества, которые позволили современным великанам вырасти: дешевизна российских инженеров, технологии советской науки — в прошлом.

Крупный бизнес не может позволить себе нарушить закон — судиться с ним намного прибыльнее для окружающих, и зверьки-законники своей добычи не упустят. Поэтому хочешь быть большим, отдавай подрядчикам и реселлерам все рискованные стороны своего бизнеса, а сам служи флагманом для своих партнёров.

Путь крупного бизнеса — это стратегические продажи, слияния и поглощения. Слышали наверное, как появился Microsoft NetMeeting, и как ему на смену пришёл Live Meeting — дряхлеющему корпоративному организму каждые несколько лет надо делать полный глоток свежей стартаперской крови. Наиболее интересными и последовательными с этой точки зрения выглядят действия мажоритарных акционеров Acronis и Parallels. Но если бы Абрамович вместо Челси купил Sun Microsystems, насколько интереснее могла бы получиться эта глава!

Великие малыши

Перейдём к обсуждению второго, более реального и популярного стратегического пути, инновационного. Начнём-таки опять с игропрома. Грустное определение из предыдущей главы не относится к тем редким и ярким самородкам, способным убедить две трети своей команды переехать из Владивостока в… Калининград.

Или взять, к примеру, небольшую веб-студию, которая набросала очень даже интересный проект национальной операционной системы. Несмотря на напыщенное название, это интеграционное решение правильно выделяет тот уровень абстракции, на котором разрабатываются современные пользовательские приложения, нелишний раз подчёркивает талантливость и харизматичность замечательных авторов этого проекта и… работает.

Ну и наконец сам Хабр, как сосредоточие мозгов всех мастей и непонятных запахов. Его сообщество так мило и притягательно, что я бросила свой персональный блог и теперь искрю словами здесь перед Вами. Хотя временами хочется обратно в свою норку, подальше от эстетствующих интеллектуалов и минусующих практиков.

Как делать в России стартапы, не писал здесь, на Хабре, разве что ленивый венчурный капиталист. А чем плохо, говорит, — «Сделал стартап, продал мне, в тюрьму»? И какое автору дело до того, что купили его крошку лишь чтобы подправить рыночное положение какого-нибудь зарубежного великана, раствориться кодом в сотнях покупаемых им проектов, а то и вовсе тихо закрыться и умереть, дабы не возмущать своим присутствием денежных потоков? Ведь для венчурного капиталиста главное — прибыль, а не выстраданные строчки кода.

Для другого хаброчеловка важно, чтобы были эксклюзивные права, и чтобы бизнес, как дойная корова, созданный однажды, обеспечивал до самой старости. Увы, в нашей отрасли, где ПО устаревает года за три, подобный подход оборачивается из выгодного предложения горечью утраченных возможностей. Кому-то скромно хочется славы. А правильная стратегия, она где-то рядом.

Другая проблема здесь в том, что как гордо заявляют некоторые стартаперы, молодому и динамичному бизнесу не к лицу смотреть на 12 Машиных тезисов из предыдущего текста. При этом половина проектов, которые валятся мне в почтовый ящик на рецензию, гордо заявляет: нет у нас конкурентов! Хоть бы название своё в Гугле набрали. Бизнес план другой половины может занимать пол-слайда и, исходя из того, что каждый из 50000 клиентов приносит по $10, путём точного математического анализа устанавливать доход стартапа за год. Не подумайте, что такие авторы снисходят до того, чтобы объяснить мне, рецензенту, как привлечь за год 50000 клиентов, и заставить каждого заплатить. Впрочем, не так уж сложно не делать очевидных глупостей, знать минимум вопросов лицензирования программных продуктов, какие продукты дешевле купить, чем разрабатывать самим, а также что будет модно в следующем году.

Остаётся последний шаг к успеху, тому, которого Вы хотите достичь, — сильная вера. Ведь сумел же маленький Skype в своё время продаться лишь вдвое дешевле Sun Microsystems. Apple отлично продал свой далеко совсем не инновационный iPod. Просто надо держать нос по ветру и быть готовым бороться за своё счастье. Бороться долго и последовательно, постепенно сжимая челюсти на шее удачи. И тогда никуда она от Вас не денется.

Малыши в сени великанов

Большие компании, зарубежные или 1С, щедро делятся со своими партнёрами прибылью от заказов, особенно на вражеской территории, где не подмажешь, не поедешь. А тем, кто хорошо продаёт, предоставляют права неограниченно выписывать лицензии на операционные системы или даже прокатиться по трассе Формулы-1. Иван Чернов и другие пионеры продаж ПО на территории России более чем успешны.

Казалось бы продажи чужого ПО — причём здесь программирование? Флагман пробил для нас дорогу, предоставил конструктор и инструменты внедрения. Остаётся понять задачи клиента, собрать решение и научить людей этим пользоваться. Всё это требует весьма серьёзной квалификации и, в том числе, программирования.

Такой бизнес называют интеграторским, и он мне весьма симпатичен. Работаю как-никак в системном интеграторе. Но всё-таки это не моя стратегия — деньги за разработку ПО отдавать в зарубежные компании, от чего они становятся ещё конкурентоспособнее. Даже не стратегия, а так, тактика метаний между большим капиталистом и его частными клиентами.

Закидают ли меня помидорами, если я скажу, что разработка средствами Microsoft продуктов под платформы Microsoft тоже в своём роде интеграторский бизнес в кильватере Microsoft? Microsoft делает для вас удобно, а Вы за это популяризируете его операционную систему своим полезным приложением.

В чём моя интеграторская стратегия интереснее обсудим в следующий раз. Коллеги и так ругают, что вторая часть получилась длинноватой.

Комментариев нет :

Отправить комментарий