Хорошая новость для поклонников Linux систем: наши 3G модемы Flyer теперь адаптированы к этой платформе. Мы протестировали их работоспособность на Ubuntu 9.10. Модемы обеспечивают устойчивое соединение и стабильную работу. Для облегчения управления устройством мы предоставили графический интерфейс пользователя на основе QtWvDialer, который позволяет соединяться с Интернет нажатием одной кнопки. В наших дальнейших планах дополнение его функциональности и повышение уровня удобства.
Быстро и эффективно решить задачу помогло свободное программное обеспечение. Пусть то, что называется «свободным» программным обеспечением на самом деле платное ПО: разработчики получают деньги в виде пожертвований, за консалтинг и за техническую поддержку. Например, продукция компании RedHat может быть свободно скачана с сайта компании, но функционал автоматических обновлений, столь важный для своевременной защиты серверов от нападений хакеров и сетевых роботов, необходимо докупить за 5 000 долларов.
Да, многие и очень многие компании, которые занимаются разработкой программного обеспечения на основании лицензии GPL и других свободных лицензий, и защищают свободные ценности разработки, неплохо зарабатывают и обеспечивают достойный заработок своим сотрудникам. При всём этом в этих компаниях даже в нашей стране можно вдохнуть свободы и глобализации, и удивиться необычной независимости и свободе царящих в коллективе взглядов. Время, когда конкурентоспособные проекты могли быть сделаны умным научным сотрудником, потерявшим интерес к написанию статей, прошли — современный программный продукт стоит многих человеко/лет, и быстро устаревает, если не бежать изо всех сил.
Для нашей страны переход на свободное программное обеспечение — один из немногих способов стимулировать российских производителей программных продуктов. В связи с этим мы подготовили обращение к президенту, и будем благодарны тем, кто согласится его подписать или дополнить в коммментариях. Да, переход на свободное программное обеспечение потребует денег и нервов тех, кому придётся переучиваться. Подобная защита наших разработчиков называется агентами международных корпораций нечестной конкурентной борьбой. Что делать, если в своей честной конкурентной борьбе у западных корпораций хватает денег на достойное обхаживание лиц, принимающих решения, а у тех, кто занимается свободным программным обеспечением на подобную деятельность чего-то не хватает? Приходится действовать в надежде, что прогрессивный российский чиновник задумается о благосостоянии страны, а не глобальной мегакорпорации.
Письмо энтузиастов свободного программного обеспечения
Здравствуйте, уважаемый господин президент,
К Вам обращаются те, кто использует Свободное Программное Обеспечение (СПО) ежедневно. Мы давно убедились в жизнеспособности такого варианта развития ПО. Являясь патриотами своей страны — России, мы хотим видеть её свободной от необходимости вкладывать средства в иностранные экономики без дивидендов, и попадать в зависимость от чужой интеллектуальной собственности.
Данным письмом мы бы хотели обратить Ваше внимание на тенденции, сложившиеся во всем мире. Европа и США, страны Азии и Латинской Америки уже выбрали этот путь для своих государственных учреждений. Почему же в России про СПО знают лишь энтузиасты? Ещё задолго до наступления Мирового финансового кризиса многие государственные учреждения ведущих стран мира начали успешно переходить на СПО. В частности, базовой платформой свободных информационных систем становится Linux.
Наша же страна, к сожалению, пошла по иному пути. Уже на протяжении многих лет государственный бюджет расходуется на приобретение лицензионного ПО компании Microsoft, SAP, Apple и других. Хотя, на наш взгляд, все эти годы у государства был выбор. На сегодняшний день при проведении тендеров на поставку программного обеспечения в государственные учреждения, СПО даже не указывается как альтернатива. Кроме того в некоторых документах «подписанных на самом высоком уровне», возможность установки программных продуктов не от компании Microsoft просто запрещена. А это уже искусственное создание монополии со стороны государства, хотя, как нам, кажется, должно быть наоборот.
Мы считаем излишним ещё раз рассказывать о финансовой выгоде использования СПО и вопросах государственной безопасности, когда даже США в государственном секторе и обороне пользуется свободными решениями. И это несмотря на тот факт, что более 80% глобальных технологических монополий являются налогоплательщиками США. Охраняемая западная интеллектуальная собственность и отсутствие собственных высококвалифицированных специалистов ставят Российские государственные институты (армию, государственный аппарат, университеты, школы) в колоссальную зависимость, выход из которой один: начать плановый переход «сверху» на свободные продукты ПО на базе готовых операционных систем под свободной лицензией, и развивать отечественную экспертизу поддержки и разработки подобных систем. Протекционистские меры по развитию СПО позволят эффективно вкладывать средства в отечественный интеллектуальный потенциал, вместо того, чтобы инвестировать средства в интеллектуальную собственность глобальных компаний-монополистов, увеличивая зависимость от них и их доходы.
Неужели наше государство, заявляющее на весь мир о своем интеллектуальном потенциале не способно его инвестировать? Неужели вход на мировой рынок информационных технологий Россия надеется осуществить с помощью разработок под закрытые от всего мира программные платформы? Мы считаем, необходимо создать отдельный институт прямой поддержки специалистов, знающих архитектуру современных свободных систем, чтобы эти люди смогли бы снять зависимость страны от чужих разработок, и, кроме того, привлечь лучшие «умы» мира на модернизацию уже общего кода. Подобное прямое финансирование новой функциональности, исправлений, внедрений и обучения, регулируемое сообществами разработчиков, позволит сэкономить миллиарды на бюрократических транзакциях, увеличить конкурентоспособность кадров и бизнеса в регионах, сократить коррупционную ёмкость ИТ-внедрений.
Что касается Запада, то там развитие СПО происходит методами, которые повсеместно применялись в СССР. Конструкторское бюро (КБ) разрабатывает двигатель. Его заказывают в другие КБ, оплачивая модернизацию для себя, и экономя на том, что в целом это тот же двигатель, установленный на десятках моделей техники. Отличным примером такого взаимодействия является КамАЗовский мотор, созданный огромной страной для своих нужд. Большинство разработок в СССР были открыты. Вспомните хоть один телевизор или УКВ-приемник без схемы деталей в комплекте. Модель СПО очень напоминает упомянутую выше систему. На западе она прижилась в то время, как мы от нее отказались.
Многие отечественные компании вполне успешно завершили переход на СПО своими силами. Но как, ни странно, они встречают сопротивление со стороны государства, заявляющего о поддержке инноваций. Существуют «эксперты», приравнивающие свободные программы к подаренным, тем самым, облагаемым налогом на дарение. Данное толкование законов является, на наш взгляд, пережитком, противоречащим здравому смыслу и тормозящим развитие страны. Необходимо в кратчайшие сроки разработать пакет нормативных документов исключающих подобные трактования в отношении инноваций и, в частности, свободных программных продуктов, независимо от страны их происхождения. В целях обеспечения независимости от проприетарного ПО и их закрытых форматов, считаем целесообразным использование в государственных учреждениях открытые форматы обмена документами. Переход на такие форматы документооборота можно осуществить уже сейчас, так как их поддерживают все современные программы (в том числе и проприетарные), а смену самого ПО осуществить постепенно. Это позволит сэкономить значительные средства при организации обеспечения деятельности государственных органов и предприятий.
Несмотря на ряд шагов в данном направлении, например, распоряжение №2299-р от 17 декабря 2010 года об утверждении плана перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения на 2011−2015 годы, практически мало что делается для осуществления подобного перехода. Просим Вас дать поручение Министерству связи обеспечить исполнение распоряжения, а также дополнить его распоряжениями, обеспечивающими исполнение следующих требований:
- перевод на СПО, как государственных учреждений (включая региональные и муниципальные органы государственной власти), так и ОАО с участием государства;
- обязательное указание продуктов СПО во всех тендерах;
- прямая поддержка квалифицированных специалистов в области разработки и внедрения СПО;
- перевод всего документооборота в стране на открытые форматы.
Надеемся на понимание с Вашей стороны.
Комментариев нет :
Отправить комментарий