Поддержи Openmeetings

воскресенье, 10 июля 2011 г.

Немного о развитии нетикета

Юлия, сотрудник издательства, получив очередное письмо от клиента компании, решила переправить его коллеге безо всяких изменений, — всего лишь указала в теме «Катя, сделай с ним что-нибудь, он меня задолбал». С ужасом осознав, что по ошибке отправила письмо не коллеге, а непосредственно клиенту, Юлия села сочинять другое письмо для него. «Каждую строчку того письма я переписывала по три раза», говорит она. Это второе сообщение начиналось с фразы: «Уважаемый NN, хочу поблагодарить Вас за Вашу настойчивость»...

Из забавных случаев, ставших следствием нарушения сетевого этикета

Удивительная вещь — за последние несколько десятков лет, в то время как форматы интернет-связи развивались стремительно и прогрессивно, произошло определенное переосмысление правил поведения человека в обществе. Только на этот раз — в обществе виртуальном. Сам по себе процесс этот — формирование нетикета (словечко из новояза, образованное путем слияния слов «net» и «этикет») — шел по пути, схожему с тем, как древние люди когда-то учились взаимодействовать друг с другом максимально комфортным способом. Вначале (соответственно утверждениям всем известной книги) было просто слово — бывшие обезьяны выработали вторую сигнальную систему. А спустя примерно 2,6 миллиона лет Человек, Вышедший в Сеть (некто Чарли Клайн) аналогичным образом совершил прорыв в мире виртуального общения, отправив своему коллеге первые три буквы слова LOGON (команды входа в систему).

И — начались первые диалоги. Вначале (как в древнейшей истории, так и в истории развития интернета) никто не задумывался над тем, чтобы использовать при общении какие-то специальные правила, демонстрирующие уважение собеседников друг к другу. Задача была одна — наиболее доходчиво передать необходимые сведения. Но, по мере развития речи появилось понимание того, что для отражения оттенков смысла необходимы специальные слова и обороты. И если в речи первых людей существенную помощь в донесении характера обращения оказывал язык невербальный (выражение лица, жесты и интонации голоса), то в речи интернет-пользователей для отражения всевозможных эмоциональных состояний потребовались условные обозначения (такие, как смайлы, использование больших прописных букв и многое другое).

Со временем правил этикета в диалоге между двумя пользователями стало недостаточно. Развитие Интернета сделало возможным формы общения, при которых в разговоре могло принимать участие сразу несколько пользователей (чаты, форумы, почтовые конференции). Появилась необходимость структурировать общение так, чтобы каждый пользователь испытывал как можно меньше дискомфорта от действий других собеседников. И, точно так же, как это происходило в древней истории, интернет-сообщества начали вырабатывать собственные правила общения (часто — сильно различающиеся). Свод таких правил можно отыскать едва ли не в каждом чате или форуме.

Разумеется, приводимые мной аналогии являются весьма условными — ведь появлению интернета также предшествовали появление письменности и телефонной связи, использование которых в свое время уже задало формат общения между удаленными собеседниками. Но, открывая для себя интернет, новые пользователи были так или иначе вынуждены учиться многим тонкостям этикета, забытым или незнакомым вовсе. Этот феномен неплохо отражает понятие «Вечный сентябрь» (в оригинале — «Eternal September»), которое характеризует ситуацию, когда в интернете время от времени наблюдается наплыв новых пользователей, не знакомых с нетикетом и вносящих хаос в более-менее упорядоченную структуру общения в сети.

В силу стихийности развития Интернета его пользователям до сих пор не удалось выработать единых правил поведения в виртуальном пространстве (некое подобие их можно обнаружить в Netiquette Guidelines). Многочисленные рекомендации по этому поводу несложно найти, введя соответствующий запрос в поисковой системе. Важно помнить, что для различных видов общения в сети (будь то общение профессиональное или дружеское) эти правила разнятся. Степень знакомства между виртуальными собеседниками, а также тема разговора также накладывают свой отпечаток на стиль общения. К тому же, многие пользователи Интернета замечали в течение последних лет переменчивую моду на стилистику общения в Интернете (будь то широкое внедрение албанского языка или же — привычка писать друг другу сообщения исключительно с маленькой буквы и без знаков препинания). В силу этих переменчивых процессов тот график, который был приведен в начале статьи, уместнее было бы выразить в следующем виде:

Оптимизм вызывает одно — по мере развития Интернета и все большего уподобления общения внутри него общению реальному, правила поведения в нем неуклонно оттачиваются и совершенствуются. К сожалению, вместе с ними оттачиваются и совершенствуются способы грубого нарушения этих правил (такие, как троллинг, спам и флуд). Но — будем оптимистами — рано или поздно первое возобладает над вторым, поскольку интеллигентное общение внутри интернета — залог эффективного использования его возможностей.

И в завершении хотелось бы привести наиболее новые правила сетевого общения, регламентирующие поведение людей во время видеоконференций (если рассматривать их как наиболее прогрессивный способ общения через интернет):

Начало сеанса

  • Если вы являетесь организатором видеоконференции — согласуйте начало ее проведения со участниками так, чтобы оно было максимально удобным для всех (с учетом возможной разницы во времени).
  • Не опаздывайте и настаивайте, чтобы остальные участники поступали также.
  • Сообщите, что сеанс начался. Помашите удаленным собеседникам рукой и поздоровайтесь.
  • Убедитесь, что ни у кого из участников нет проблем со связью.
  • Все участники должны представиться.

Общение

  • Будьте естественны. Смотреть на монитор (а не в камеру) — допускается, но по возможности расположите камеру так, чтобы лицо ваше было обращено к собеседникам.
  • Говорите по очереди, стараясь не перебивать друг друга.
  • Говорите обычным голосом (не кричите и не шепчите), но не быстро.
  • Во время разговора, немного наклонитесь в сторону камеры и старайтесь поменьше двигаться.
  • По возможности назначьте секретаря видеоконференции, который сможет фиксировать основные положения разговора.
  • Во время деловых видеоконференций не принято есть и пить.

Одежда

  • В одежде придерживайтесь нейтральных и приглушенных цветов (светло-голубые или пастельные), которые помогают камере лучше фокусироваться.
  • Избегайте в одежде и галстуках сложных рисунков, например, в мелкую клетку или полоску.
  • Мешковатая одежда сделает вас на экране еще более «габаритным».

Звук

  • Отключайте микрофон, когда кашляете, чихаете или обмениваетесь комментариями с соседями.
  • Держите микрофон подальше от бумаг, их шелест создает дополнительный шум.
  • Не дуйте в микрофон и не стучите по нему, чтобы проверить работу. Просто спросите собеседников, хорошо ли они вас слышат.

Комментариев нет :

Отправить комментарий