Загрузка...
Поддержи Openmeetings

пятница, 3 февраля 2012 г.

Когда человеческий мозг работает, как сломанное устройство

«Когда какое-нибудь устройство начинает давать сбои, это очень похоже на то, как работает наш разум» - говорит лауреат Нобелевской премии психолог Дэниэл Канеман. Ученый имеет в виду, что если мы и являемся экспертами в своей области, то за пределами своей компетенции попадаем под влияние трудноуловимых и нелепых факторов, на которые даже не обращаем внимание.

Канеман открыл и описал некоторые эффекты, которые теперь с успехом используют маркетологи.

Например, «якорный эффект». Задайте людям два вопроса: 1)Каковы две последние цифры вашего мобильного номера? и 2) Какой процент стран, членов ООН, находится в Африке?

Парадоксальным образом, те, кто называет более высокие цифры при ответе на 1-ый вопрос, предполагает и более высокий процент – при ответе на второй. 1-ый ответ влияет на 2-ой, хотя по сути они никак не связаны.

Или еще один эффект – знаменитый «вопрос Линды». Участникам эксперимента предлагают ситуацию: Линде 31 год, она очень яркая и глубоко озабочена вопросами социальной справедливости. Какое из следующих утверждений является более вероятным:

а) Линда работает в банке, или б) Линда работает в банке и активно участвует в феминистском движении?

Подавляющее большинство респондентов выбирают ответ б). Хотя невозможно, что два утверждения будут более истинны, чем одно из них. Это «соединительное заблуждение», из-за которого наши суждения искажаются ради правдоподобных деталей. Мы гораздо лучшие рассказчики, чем логики.

И еще один эффект – «инерция первоначального выбора». Участникам эксперимента предлагают описания разных машин, где рассказано об их положительных и отрицательных сторонах, и предлагают выбрать какую-либо модель. После этого участникам раздают описания тех же машин с дополнительными описаниями их положительных и отрицательных качеств. И хотя описания специально делают такими, что второе практически полностью опровергает первое, 90% участников и во втором случае выбирают тот же автомобиль, что и в первый раз.

Когда человеческий мозг обрабатывает вопрос, на который он не знает точного ответа, он действует, как сломанное устройство.

Андрей Кульба по материалам guardian

Комментариев нет :

Отправить комментарий