Поддержи Openmeetings

понедельник, 9 июля 2012 г.

Без «родных» микробов наша иммунная система дает сбои

Микробы медленно ползали по телу Левши, с трудом волоча за собой подковы.

Из студенческого фольклора

Микробы желудочно-кишечного тракта являются специфическими для вида их хозяев. Последние исследования, возможно, дают доказательство того, что называют гигиенической гипотезой. Согласно этой идее, жизнь «в чистоте» способствует росту детских аллергий, так как полезные микробы нейтрализуются всевозможными антибактериальными средствами и чистящими химикатами.

По результатам последних исследований, вся многообразная микробная жизнь, определяющая работу нашего желудочно-кишечного тракта, эволюционировала вместе с нами. Внутренние бактерии, исключительно важные для здоровой иммунной системы, — эволюционные партнеры человека. Для других млекопитающих эти бактерии не являются иммунологически функциональными.

«В вашем теле на каждую клетку вашего тела, которая содержит вашу специфическую генетическую информацию, приходится до девяти инородных бактериальных клеток, в первую очередь — в желудочно-кишечном тракте и на коже, — говорит старший исследователь Деннис Каспер, профессор микробиологии и иммунобиологии. — Если посчитать клетки, то каждый человек на девяносто процентов состоит из микробов. И теперь мы обнаружили, что бактерии, которые нам нужны для хорошего здоровья, — особые».

Давно описаны от 500 до 1000 видов микробов, которые обитают в млекопитающих. Исследователи предполагали, что когда дело доходит до пищеварения и другой метаболической деятельности, вид бактерий не особенно важен при условии, что он содержит полезные гены. Другими словами, бактерия, которая перерабатывает пищу в кишечнике мышей, могла бы сделать то же самое для человека.

Но влияние микрофлоры на иммунную систему не было настолько изучено. Насколько хорошо кишечные бактерии, обитающие в разных хозяевах, уживаются с имунной системой?

Чтобы ответить на этот вопрос, доктор Хачунг Чанг, исследователь в лаборатории Каспера, изучала две группы мышей, обе из которых испытывали недостаток полезных микроорганизмов. Одной группе доктор ввела виды микроорганизмов, естественные для мышей, а второй — человеческих микробов.

Через небольшое время у обеих групп мышей в пищеварительных трактах расцвело равное количество микробов равного количества видов.

Но несмотря на это кажущееся сходство, когда Чанг изучила ткани кишечника, в том числе — кишечные лимфатические узлы, она обнаружила, что у мышей второй группы — удивительно низкий уровень иммунных клеток. Этот уровень был эквивалентен уровню мышей с общим недостатком кишечных бактерий.

«Несмотря на обильное и сложное сообщество бактерий, которые были в человеческой флоре, оказалось, что имунная система мыши не узнает чужие бактерии», — говорит Чанг.

Чанг повторила эксперимент, только на этот раз засеяла третью группу стерильных мышей микрофлорой крыс. Эта новая группа испытывала такой же иммунодефицит, как и вторая группа.

В третьем эксперименте Чанг инфицировала всех мышей сальмонеллой. Чуть ли не с первого дня мыши с человеческой флорой показали значительно более высокий уровень сальмонеллы в кишечнике, чем мыши с нормальной флорой. Иммунная система мышей с человеческой флорой оказалась неспособна эффективно бороться с патогенными бактериями.

«Данные исследования вызывают серьезные сомнения в разумности текущих практик чрезмерного использования антибиотиков и поддержания ультра-гигиенической среды, в которой многие из нас живут, — говорит Каспер. — Если бактерии внутри нас являются специфическими и необходимы для нормального функционирования иммунной системы, неудивительно, что потеря этих полезных бактерий — одна из причин увеличения числа аутоиммунных заболеваний, которое мы наблюдаем в наше время».

Андрей Кульба по материалам

sciencedaily

Комментариев нет :

Отправить комментарий