12 месяцев после смерти Джобса самые въедливые беллетристы пытливо тестировали его жизнь и карьеру. Подробности не прекращали всплывать, и репутация Джобса продолжала свою эволюцию. Никто не поставил под сомнение его сейсмическое воздействие на компьютерные тренды и нашу культуру общения. Но биографы документально доказали бесчувствие Джобса и коллективными усилиями создали более объемный портрет гендиректора Apple.
Когда год назад Стив Джобс, соучредитель Apple, скончался от рака в своем доме в Калифорнии, мир бросились восхвалять его в самых восторженных тонах, называя гением, провидцем, перевоплощением Томаса Эдисона.
Траурные тексты и видеоклипы фокусировались на том, что он возглавил мобильно-компьютерную революцию, перевернул музыкальную индустрию с Itunes, изменил способ производства фильмов в Pixar. Эксперты поражались его умению нагнетать мистику вокруг продуктов Apple и чутью на то, какие из пока несуществующих гаджетов наиболее востребованы человечеством.
Фанаты жгли свечи около магазинов Apple по всему миру, более миллиона посетителей оставили трогательные реплики-трибьюты на сайте Apple.
На девятнадцатый день после смерти Джобса вышла его подробная биография, написанная Уолтером Айзексоном. Названная по имени главного героя, она, разумеется, сразу стала самой продаваемой книгой в стране. Айзексон создал практически триллер о том, как Джобс стал одним из основателей компании Apple вместе со Стив Возняком, десять лет спустя оказался вытеснен из нее, а в конце 1990-х вернулся, чтобы начать один из самых триумфальных вторых актов в анналах американского бизнеса.
Много страниц книги отведены и высокомерным, жестоким выходкам непростого главного героя, который мог вдохновить людей в одну минуту и унизить их в следующую. Джобс часто ругал сотрудников, чья работа ему не нравилась. Он не отличался предупредительностью и рассматривал людей и товары в черно-белой гамме: либо блестящие, либо «дерьмо«.
В молодости Джобс бросил свою беременную подругу. Был холодным, отчужденным отцом для своей дочери Лизы. Эпизодом особенной черствости называют момент, когда Джобс отказался погасить фондовые опционы (то есть выкупить акции компании по оговоренной раньше цене одному из первых сотрудников Apple.
«Всем известно, что у Стива были свои изъяны. Отчасти потому, что он действительно имел изъяны, отчасти потому, что Стив с изъянами — более завлекательная новость, чем Стив — эталон человечности,» — объяснил Кен Сегал, автор книги «Одержимость, которая двигала Apple к успеху».
Поскольку Apple самая популярная компания в мире, прорва писателей ищет новые повороты в рассказах о ней. Не удивительно, что после пылких дифирамбов, стали всплывать и негативные материалы.
«Что сделала книга Айзексона — это пробила дыру в образе Стива Джобса, созданном усилиями всего остального мира,» сказал Адам Лашински, главный редактор делового журнала Fortune и автор книги Внутри Apple: Как наиболее уважаемая — и скрытная — компания в Америке работает на самом деле . Благодаря Айзексону, «публика получило гораздо более полное представление о том, каким Джобс был на самом деле, — добавил Лашински. — Я не думаю, что это изменит чье-либо мнение об его достижениях. Но это меняет представления о нем».
Книга Айзексона и другие бестселлеры о жизни и работе Стива Джобса разрабатывали параллельные образы последнего героя времени, как гениального новатора, но требовательного, неприятного человека.
«Все знали, что он был надсмотрщиком, но только немногие — о том, насколько, действительно, жестоким, — сказал Леандр Кани, редактор и издатель Cult of Macи и автор книги о Джобсе Внутри мозга Стива. — Его круглосуточное не понимающее шуток стремление к корпоративному совершенству, конечно, оттолкнуло часть людей. Для кого-то жизнь — предупреждение. Это урок того, как... Не нужно посвящать свою жизнь своей работе». В июле журнал Wired опубликовал материал: «Вы действительно хотите быть похожим на Стива Джобса?» Изображение героя на обложке одновременно дополняли нимб и рога дьявола.
Поклонники Джобса теперь разбились на два лагеря: на тех, кто хотел подражать его безжалостному идиосинкратичному стилю ведения бизнеса, и на тех, кого оттолкнули его человеческие недостатки.
Для одних жизнь Джобса доказала важность умения твердо держаться своего видения и своих целей, независимо от того, как это психологически действует на сотрудников или деловых партнеров. Для других судьба Джобса — поучительная история о том, как человек изменил мир, но лишь ценой полного отчуждения от всех вокруг себя».
Apple в настоящее время самая дорогая компания в мире. Стоимость ее акций после смерти Джобса выросла почти на $ 300. Некоторые обозреватели говорят, что мощные финансовые показатели компании за прошедший год, умаляют значение Джобса. Если бы он был так важен для компании, почему без него дела у Apple идут лучше?
Другие утверждают, что нынешние успехи Apple обеспечены деловой репутацией Джобса. Компания управляется подобранной им командой и выпускает продукцию, в первую очередь — третье поколение IPad и iPhone 5, с дизайном которых помог Джобс. (А больше ничем новые продукты Apple и не примечательны).
Пока на всем, что выпускает Apple, стоит метка Джобса. Ближайшие два года для компании будут ключевыми в том смысле, что влияние Джобса станет совсем эфемерным.
Актуальна проблема с обруганной с разных сторон новой эппловской картой, которая заменила Google Maps в операционной системе IOS 6. Генеральный директор Apple Тим Кук выдавил несколько публичных извинений за ее косяки.
Несколько экспертов уже заявили в ответ, что перфекционист Джобс, с его навязчивым вниманием к деталям, никогда бы не позволил Apple выпустить такой некачественный продукт. Другие указали на то, что Джобс руководил и провальными затеями компании. Припомнили MobileMe, абонентское обслуживание для владельцев продукции Apple, и Ping, социальную сеть вокруг музыки.
Однако в долгосрочной перспективе колебания фондовой цены акций Apple и прокол с картами вряд ли скажутся на славе человека, подарившего миллионам потребителям их любимый телефон и планшет. Если Стива Джобса вспомнят через пару десятков лет, то, скорее всего, как изобретателя iPod, iPhone и iPad, а не как руководителя-тирана. А кому сейчас, скажите, есть дело до того, что создатель телефона Александр Грэхем Белл был не совсем уравновешен?
cnn
Комментариев нет :
Отправить комментарий