Видеоконференции становятся все более привычным инструментом в образовании. Большинство приемов обучения «в классе» применимы и для дистанционных занятий, однако существует и своя специфика, которую необходимо учитывать.
Кстати, если вы еще не знаете, наша программа Openmeetings используется для проведения консультаций и уроков по английскому и немецкому языкам. К консультациям по понедельникам можно присоединиться абсолютно бесплатно по предварительной регистрации.
Сегодня мы расскажем о том, что именно нужно делать, чтобы стать успешным преподавателем в виртуальном пространстве.
Правило № 1. Чуть меньше — лучше!
Не старайтесь выдать за один урок как можно больше материала. Всегда закладывайте на выполнение заданий немного больше времени, чем при обычном уроке. Вам придется инструктировать учеников, дополнительно контролировать понимание материала, отвечать на незапланированные вопросы. Также никто не сможет исключить задержку аудиосигнала или другие технические сложности. Обычно такой временной буфер составляет около пяти минут, то есть порядка 10% времени урока.
Правило № 2. Все ясно!
Для учеников в виртуальном пространстве особенно важно понимание пользы курса и совпадения ожидания с реальностью. В начале занятия учеников обязательно надо ознакомить с планом и целями урока. В этом случае они будут более мотивированы для активного участия в обучении. А значит и пользы от занятия будет больше.
Правило № 3. Есть контакт!
Территориальная разрозненность участников видеоконференций меняет естественную динамику и энергию, присущую уроку в «обычном» классе. Если это первый урок, убедитесь, что ученики понимают, как пользоваться программой, и что всем комфортно использовать ее в обучении. Познакомьте учеников друг с другом в игровой или полуигровой форме, чтобы «растопить лед». Например, если ученики находятся в разных городах и странах, отметьте их местоположение на карте и попросите кратко рассказать о себе / своем городе или стране.
В зависимости от ситуации, возможно, придется напомнить ученикам об этикете видеоконференций.
Правило № 4. Вливайся!
Постоянное вербальное взаимодействие ученика и учителя является принципиально важным для снижения дистанционного барьера. Обучающиеся должны знать, что их активность приветствуется (не забывайте всячески ее поощрять). Важно, чтобы ученики были вовлечены в процесс в течение первых пятнадцати минут урока — иначе высока вероятность того, что «молчуны» так останутся пассивными слушателями.
Не забывайте делать паузы и просить учеников высказать свое мнение, ответить на вопрос.
Очень важное замечание — контакт «глаза в глаза»: не забывайте глядеть в веб–камеру, а не на монитор или клавиатуру, когда обращаетесь к ученику. Старайтесь вовлечь в работу всех учеников в равной степени — вне зависимости от их местоположения или технических факторов.
Правило № 5. Комбинируй!
В виртуальном обучении очень важно менять род активности каждые 10–15 минут. Идеальным считается разбиение урока на три части. Эти части должны отличаться по типу выполняемых заданий или способу обучения.
Если урок длится более 45 минут, то будет неплохо дать ученикам задание, которое на некоторое время оторвет их глаза от монитора.
Продумайте визуальные материалы, чтобы не быть только «говорящей головой». Если вы, например, учите иностранные слова–предметы, то демонстрируйте эти предметы, также не забывайте про диаграммы, фотографии, видеоклипы, презентации — кстати, в Openmeetings есть такие возможности.
Не забывайте, что вы проводите урок в виртуальном пространстве, и здесь очень легко потерять контакт, поэтому задавайте ученикам больше вопросов на понимание материала, проводя «диагностику» его усвоения.
Конечно же, не забудьте про ваш важный инструмент — голос! Играйте голосом: меняйте высоту, замедляйтесь при объяснении сложного материала, ускоряйтесь при его повторении.
Правило № 6. Дополняй!
Очень полезным будет дополнительный материал на физическом, а не только на виртуальном носителе. Во–первых, это важно для предотвращения усталости глаз, а во–вторых, в случае возникновения технических проблем и отключения ученика от видеоурока, он сможет легко «догнать» остальных.
Ну и, конечно, в виртуальном пространстве не отменяются домашние задания и их проверка :)
Итак, обучение с использованием видеоконференции по сравнению с обычным уроком «в классе» требует:
- более глубокой подготовки и планирования;
- более активной борьбы за внимание аудитории и ее вовлечённость;
- большей организационной работы до и во время видеоурока;
- большего умения добиваться визуальной коммуникации.
2 комментария :
Отличная, обучающая статья, способная научить проводить проводить видео-уроки. Все очень понятно и подробно.
Согласна с вами. Тема актуальная и вполне рабочая. И спасает многих учителей, к тому же активно применяется в школах
Отправить комментарий