Несут двое клизму. Один знает куда, а другой знает как.
Возникший в пятидесятые годы прошлого века Московский логический кружок породил через тридцать лет поколение инновационных менеджеров, пытавшихся реорганизовать методы государственного управления. Эти эффективные, образованные и не всегда глубоко и высоконравственные люди стояли у истоков политологии и современного управления производством.
Методологи претендуют на знание ответа на вопрос «Как?» Строя абстрактные схемы деятельности и управления они вычленяют действующие элементы и находят управляющие воздействия. Одни проблематизируют и схематизируют лучше, и становятся политтехнологами или председателями правления ресурсодобывающих корпораций. Другие, такие, как представители педагогической бригады имени Иоганна Генриховича Песталоцци, используют методологический аппарат и организационно-деятельностные игры для обучения и развития. Некоторые не поднимаются выше рисования схем и употребления методологических терминов, таких как «рефлексИя» с ударением на последнем «и».
Часть этих людей, всего более трёхсот российских методологов, собрались на XIII чтениях, посвящённых памяти Георгия Петровича Щедровицкого, одного из основателей Московского Методологического Кружка (ММК) и авторов методологического подхода. Я побывала на первой части читалища, посвящённой проблематизации. Петр Георгиевич открыл выступление, читая по бумажке, и привычно запинаясь на инициалах корифея. Я сочла событие удавшимся ибо перемолвилась словцом с великим Петей, который призвал меня к регламенту и не шуметь. В целом, продолжатель дела отца радовал энергетикой и настроем решать собственные задачи, такие, как сопоставление проблематизаций Щедровицкого и Фуко, а также описание технологизации процесса генерации знаний. Отвлечения от генеральной линии определялись, как белый шум и карались небольшой фрустрацией, возбуждая ни с чем не сравнимые воспоминания о времени собственного ученичества.
Событие совершенно не коснулось семейных ссор по поводу раздела наследия, широко освещаемых в ЖЖ, что оставило приятное впечатление. Причина, вероятно, была до банальности простой: либо ты с Петей, либо ты отсутствуешь. Петя, как организатор мероприятия, имел определённую свободу в выборе приглашённых, в частности, докладчиков, съехавшихся со всех уголков бывшего СССР. Старые знакомые радовались встрече, вспоминали проведённые вместе консультационные и PR проекты, шутили и иногда ошибались, называя Петю Георгием Петровичем, что последнему наглядно льстило.
Требование играть по философским правилам и решать изначально поставленные организатором задачи теоретически задавало описательные рамки мероприятия, и в конечном счёте было бесполезно для тех, кто пытается заставить инструменты советской эпохи работать сейчас, в условиях конкуренции с щадящими высокоуровневую психику системами стимуляции мозга. Проблема мотивации на мыследеятельность решалась в предположении естественного отбора участников с внутренней мотивацией: не важно, чему Вы учите, а важно, кого. В этом контексте щадящий подход с постепенного увеличения сложности учебных задач не получил какой-либо поддержки и звучал утопично в силу отсутствия какого-либо запаса оных задач. И всё же столкновение с детством привело всех в отличное расположение духа, так что один из двух моих коллег, вытащивших меня на данное мероприятие, довольно напевал «Битву с дураками», а второй, вероломный и подлый, радостно светился после встречи с девушкой из Летней Школы на всём пути до метро «Алексеевская».
Комментариев нет :
Отправить комментарий