Поддержи Openmeetings

вторник, 13 сентября 2011 г.

Телесовещания в системе образования

Веб-конференции, технология, доступная ещё совсем недавно только крупным компаниям, в настоящее время становится всё более распространённой из-за развития инноваций и жёсткой конкуренции на рынке. Во всех образовательных учреждениях, будь то учреждения очного, заочного или дистанционного образования, внедрение этой технологии повышает вовлечённость учащихся в образовательный процесс и качество обучения. Как же выбрать правильную систему, и как добиться повышения успеваемости учащихся по результатам внедрения? Данная статья отвечает на эти вопросы.

Веб-конференции

Веб-конференции существенно отличаются от видеоконференций начала века, где участникам требовалось собираться в конференц-комнатах, набитых дорогим оборудованием, подключённым по выделенным каналам связи. Таким образом системы видеоконференцсвязи ограничивают место проведения физическим местом установки оборудования. Это приводит к росту затрат времени на сбор участников подобной конференции. В результате сегодня системы видеоконференцсвязи вытеснены с рынка, где на первом месте стоит эффективность общения, туда, где ещё важен представительский эффект общего собрания, что подрывает уверенность в завтрашнем дне подобных систем.

Не обладая недостатками видеоконференций, веб-конференции позволяют участникам общаться в реальном времени с помощью простого персонального компьютера, подключённого к Интернету, дополнительного микрофона и веб-камеры. При этом пользователям нет необходимости устанавливать дополнительное программное обеспечение, достаточно обычного браузера. Эти системы позволяют осуществлять как синхронное, так и асинхронное общение, а также создавать мощные виртуальные среды обучения, которые, согласно последним исследованиям, по многим параметрам близки к очному обучению, и при этом имеют дополнительные возможности, например, возможность записи занятия.

В отличие от видеоконференций, веб-конференции продолжают расширять и совершенствовать свои возможности и эффективность в связи со взрывным ростом пропускной способности Интернета и развитием возможностей новых веб-технологий. Будущее веб-конфернций выглядит многообещающим, поскольку эти конференции — действенный метод значительного улучшения качества обучения и существенного повышения вовлечённости учеников и студентов. Эт подтверждается ростом мирового рынка подобных услуг на 23% в год. Требования пользователей к гибкости подобных систем дают дополнительные конкурентные преимущества веб-конференциям, распространяемым под свободными лицензиями, с правом модифицировать и распространять модифицированную систему. Примером подобной системы является система Телесовещания.

С учётом перспектив роста, цены на услуги веб-конференций будут продолжать снижаться. Ещё недавно цена до $50 000 за годовую лицензию на услуги веб-конференции не была чем-то необычным. Сегодня мы предлагаем лицензию на Телесовещания бесплатно, концентрируясь на том, чтобы качественно оказывать услуги по внедрению и сопровождению продукта.

В аналогичных исследованиях на сайтах больших компаний аргументируют покупку лицензий за большие деньги тем, что компании-монополисты обладают многолетней культурой разработки и создают более качественные продукты. В областях своей компетенции это действительно так. На рынке же же веб-конференций мы видим, как маститые гиганты каждые несколько лет скупают небольших разработчиков инновационных средств связи, чтобы обновить свою линейку. С покупкой новой компании завершается развитие старого продукта, что разрушает второй аргумент увлечённых сторонников американских монополистов — надёжность в долгосрочной перспективе. Так, в линейке продуктов известной компании NetMeeting сменяет Live Meeting, которому приходит на смену Skype. С другой стороны, тридцатилетний опыт использования GNU/Linux в университетской среде показывает, что ставка на свободные продукты в сфере образования может быть долгосрочной.

Третий аргумент сертифицированных пользователей корпоративных программных продуктов — то, что большие компании не любят нарушать своих обязательств, есть абсолютная правда. К сожалению, данный аргумент не делает пользователей более счастливыми, а лишь раздувает тексты лицензий отказами от всевозможных гарантий. В дополнение необходимо отметить, что интересы компаний-монополистов при распространении своих продуктов шире и непрозрачнее, нежели просто сделать своих пользователей счастливыми. Так, клиент Microsoft Lync, встраиваясь в браузер, тянет за собой платформу Silverlight, упрощающую внедрение других приложений компании. Добавим, что, являясь излюбленной мишенью для патентных исков, большие компании не могут не поделиться своими возможными судебными издержками с лицензиатами, что увеличивает стоимость лицензии.

Наконец, несмотря на, отличное качество коммерческих продуктов для веб-конференцсвязи, надо отметить, что сегодня качество Телесовещаний, время безотказной работы, множество поддерживаемых платформ сравнимы с качеством коммерческих продуктов, а эффективность внедрения и качество сопровождения выше. Другими словами, инвестиции во внедрение Телесовещаний весьма эффективны.

Использование веб-конференций в образовании

Веб-конференции играют важную роль в улучшении обучения и общения между преподавателями и студентами, уменьшая восприятие транзакционного расстояния. Это понятие служит метрикой в коммуникационно-психологическом пространстве, абстрагирующей, согласно Муру, дистанционные, временные, возрастные, понятийные и другие различия между обучающим и обучаемым. Согласно недавним исследованиям (Штейн, Вилер), сокращение данного расстояния приводит к увеличению скорости освоения знаний и росту удовлетворённости от процесса обучения.

Веб-конференции имеют множество практических применений в любой образовательной среде:

  • студенты, которые пропустили бы занятия по состоянию здоровья, необходимости подрабатывать или другим причинам, могут работать со своим классом с использованием Телесовещаний;
  • студенты, находящиеся на удалённом обучении, могут общаться с одноклассниками и учителями во время виртуальных классов и консультаций, разрешая свои проблемы и тревоги;
  • эксперты со всего мира могут работать с талантливыми студентами, например, студентами, выезжающими в Летнюю школу;
  • с другой стороны, ведущие специалисты образовательного учреждения могут существенно расширить свою аудиторию, повышая престиж;
  • веб-конференции позволяют намного дешевле проводить распределённые международные проекты, включая совместные исследования и научно-практические конференции;
  • записывая и размещая лекции специалистов можно расширить круг слушателей, предоставить студентам материал для домашней работы, и решить проблемы с тем, что опытный преподавательский состав стареет и уходит на пенсию;
  • можно легко использовать мультимедийные вставки, видеоматериалы и общую доску в процессе занятия;
  • можно улучшить работу с будущими работодателями студентов, а также спонсорами;
  • с помощью веб-камер, передающих мимику и другие невербальные сигналы, можно улучшить общение и понимание, по сравнению с записью лекции или аудио-конференцией;
  • наша конференция основана на свободном программном обеспечении — студенты могут обучаться программированию, участвуя в развитии системы, и получать стипендию, например, в рамках программы Google Summer of Code.

Памятка для преподавателя

Использование веб-конференций имеет свою специфику, основанную на разнообразных протоклах общения и технических сложностях. Учитывайте следующее:

  • Лучше провести два коротких занятия (60-90 минут), чем одно длинное.
  • Веб-конференция сужает канал восприятия по сравнению с очным занятием. Поэтому для эффективного восприятия темп видеозанятия должен быть выше, а голосовая гамма преподавателя — богаче, чем в случае обычной лекции.
  • Слайды не должны быть перегружеными, и, с другой стороны, не должны висеть на доске более пяти минут.
  • Можно общаться как со всеми учениками, так и выборочно с сильной или слабой группой.
  • В начале занятия необходимо проконтролировать, слышит ли преподавателя большая часть учеников.
  • В случае публичной лекции для большой распределённой аудитории неплохо иметь запасного лектора на другом Интернет-канале.
  • Лучше потратить время и настроить оборудование каждому участнику заранее, во время общего занятия настройка оборудования отнимает общее время.
  • Каждый из участников веб-конференции должен уметь работать с микрофоном:
    • Участникам необходимо уметь включать и выключать микрофон, более того, держать микрофон выключенным в то время, когда они молчат. Это очистит аудиоэфир от эха и посторонних шумов.
    • Проверить, работает ли микрофон конкретного участника, можно по зелёному индикатору слева внизу портрета участника.
    • Преподаватель может сам включать и выключать микрофоны каждому участнику, или пользоваться кнопкой Дать слово, выключающей все микрофоны, кроме одного.
    • При сложностях с настройкой микрофона, можно пользоваться чатом.

Комментариев нет :

Отправить комментарий