Веб-конференции, технология, доступная ещё совсем недавно только крупным компаниям, в настоящее время становится всё более распространённой из-за развития инноваций и жёсткой конкуренции на рынке. Во всех образовательных учреждениях, будь то учреждения очного, заочного или дистанционного образования, внедрение этой технологии повышает вовлечённость учащихся в образовательный процесс и качество обучения. Как же выбрать правильную систему, и как добиться повышения успеваемости учащихся по результатам внедрения? Данная статья отвечает на эти вопросы.
Веб-конференции
Веб-конференции существенно отличаются от видеоконференций начала века, где участникам требовалось собираться в конференц-комнатах, набитых дорогим оборудованием, подключённым по выделенным каналам связи. Таким образом системы видеоконференцсвязи ограничивают место проведения физическим местом установки оборудования. Это приводит к росту затрат времени на сбор участников подобной конференции. В результате сегодня системы видеоконференцсвязи вытеснены с рынка, где на первом месте стоит эффективность общения, туда, где ещё важен представительский эффект общего собрания, что подрывает уверенность в завтрашнем дне подобных систем.
Не обладая недостатками видеоконференций, веб-конференции позволяют участникам общаться в реальном времени с помощью простого персонального компьютера, подключённого к Интернету, дополнительного микрофона и веб-камеры. При этом пользователям нет необходимости устанавливать дополнительное программное обеспечение, достаточно обычного браузера. Эти системы позволяют осуществлять как синхронное, так и асинхронное общение, а также создавать мощные виртуальные среды обучения, которые, согласно последним исследованиям, по многим параметрам близки к очному обучению, и при этом имеют дополнительные возможности, например, возможность записи занятия.
В отличие от видеоконференций, веб-конференции продолжают расширять и совершенствовать свои возможности и эффективность в связи со взрывным ростом пропускной способности Интернета и развитием возможностей новых веб-технологий. Будущее веб-конфернций выглядит многообещающим, поскольку эти конференции — действенный метод значительного улучшения качества обучения и существенного повышения вовлечённости учеников и студентов. Эт подтверждается ростом мирового рынка подобных услуг на 23% в год. Требования пользователей к гибкости подобных систем дают дополнительные конкурентные преимущества веб-конференциям, распространяемым под свободными лицензиями, с правом модифицировать и распространять модифицированную систему. Примером подобной системы является система Телесовещания.
С учётом перспектив роста, цены на услуги веб-конференций будут продолжать снижаться. Ещё недавно цена до $50 000 за годовую лицензию на услуги веб-конференции не была чем-то необычным. Сегодня мы предлагаем лицензию на Телесовещания бесплатно, концентрируясь на том, чтобы качественно оказывать услуги по внедрению и сопровождению продукта.
В аналогичных исследованиях на сайтах больших компаний аргументируют покупку лицензий за большие деньги тем, что компании-монополисты обладают многолетней культурой разработки и создают более качественные продукты. В областях своей компетенции это действительно так. На рынке же же веб-конференций мы видим, как маститые гиганты каждые несколько лет скупают небольших разработчиков инновационных средств связи, чтобы обновить свою линейку. С покупкой новой компании завершается развитие старого продукта, что разрушает второй аргумент увлечённых сторонников американских монополистов — надёжность в долгосрочной перспективе. Так, в линейке продуктов известной компании NetMeeting сменяет Live Meeting, которому приходит на смену Skype. С другой стороны, тридцатилетний опыт использования GNU/Linux в университетской среде показывает, что ставка на свободные продукты в сфере образования может быть долгосрочной.
Третий аргумент сертифицированных пользователей корпоративных программных продуктов — то, что большие компании не любят нарушать своих обязательств, есть абсолютная правда. К сожалению, данный аргумент не делает пользователей более счастливыми, а лишь раздувает тексты лицензий отказами от всевозможных гарантий. В дополнение необходимо отметить, что интересы компаний-монополистов при распространении своих продуктов шире и непрозрачнее, нежели просто сделать своих пользователей счастливыми. Так, клиент Microsoft Lync, встраиваясь в браузер, тянет за собой платформу Silverlight, упрощающую внедрение других приложений компании. Добавим, что, являясь излюбленной мишенью для патентных исков, большие компании не могут не поделиться своими возможными судебными издержками с лицензиатами, что увеличивает стоимость лицензии.
Наконец, несмотря на, отличное качество коммерческих продуктов для веб-конференцсвязи, надо отметить, что сегодня качество Телесовещаний, время безотказной работы, множество поддерживаемых платформ сравнимы с качеством коммерческих продуктов, а эффективность внедрения и качество сопровождения выше. Другими словами, инвестиции во внедрение Телесовещаний весьма эффективны.
Использование веб-конференций в образовании
Веб-конференции играют важную роль в улучшении обучения и общения между преподавателями и студентами, уменьшая восприятие транзакционного расстояния. Это понятие служит метрикой в коммуникационно-психологическом пространстве, абстрагирующей, согласно Муру, дистанционные, временные, возрастные, понятийные и другие различия между обучающим и обучаемым. Согласно недавним исследованиям (Штейн, Вилер), сокращение данного расстояния приводит к увеличению скорости освоения знаний и росту удовлетворённости от процесса обучения.
Веб-конференции имеют множество практических применений в любой образовательной среде:
- студенты, которые пропустили бы занятия по состоянию здоровья, необходимости подрабатывать или другим причинам, могут работать со своим классом с использованием Телесовещаний;
- студенты, находящиеся на удалённом обучении, могут общаться с одноклассниками и учителями во время виртуальных классов и консультаций, разрешая свои проблемы и тревоги;
- эксперты со всего мира могут работать с талантливыми студентами, например, студентами, выезжающими в Летнюю школу;
- с другой стороны, ведущие специалисты образовательного учреждения могут существенно расширить свою аудиторию, повышая престиж;
- веб-конференции позволяют намного дешевле проводить распределённые международные проекты, включая совместные исследования и научно-практические конференции;
- записывая и размещая лекции специалистов можно расширить круг слушателей, предоставить студентам материал для домашней работы, и решить проблемы с тем, что опытный преподавательский состав стареет и уходит на пенсию;
- можно легко использовать мультимедийные вставки, видеоматериалы и общую доску в процессе занятия;
- можно улучшить работу с будущими работодателями студентов, а также спонсорами;
- с помощью веб-камер, передающих мимику и другие невербальные сигналы, можно улучшить общение и понимание, по сравнению с записью лекции или аудио-конференцией;
- наша конференция основана на свободном программном обеспечении — студенты могут обучаться программированию, участвуя в развитии системы, и получать стипендию, например, в рамках программы Google Summer of Code.
Памятка для преподавателя
Использование веб-конференций имеет свою специфику, основанную на разнообразных протоклах общения и технических сложностях. Учитывайте следующее:
- Лучше провести два коротких занятия (60-90 минут), чем одно длинное.
- Веб-конференция сужает канал восприятия по сравнению с очным занятием. Поэтому для эффективного восприятия темп видеозанятия должен быть выше, а голосовая гамма преподавателя — богаче, чем в случае обычной лекции.
- Слайды не должны быть перегружеными, и, с другой стороны, не должны висеть на доске более пяти минут.
- Можно общаться как со всеми учениками, так и выборочно с сильной или слабой группой.
- В начале занятия необходимо проконтролировать, слышит ли преподавателя большая часть учеников.
- В случае публичной лекции для большой распределённой аудитории неплохо иметь запасного лектора на другом Интернет-канале.
- Лучше потратить время и настроить оборудование каждому участнику заранее, во время общего занятия настройка оборудования отнимает общее время.
- Каждый из участников веб-конференции должен уметь работать с микрофоном:
- Участникам необходимо уметь включать и выключать микрофон, более того, держать микрофон выключенным в то время, когда они молчат. Это очистит аудиоэфир от эха и посторонних шумов.
- Проверить, работает ли микрофон конкретного участника, можно по зелёному индикатору слева внизу портрета участника.
- Преподаватель может сам включать и выключать микрофоны каждому участнику, или пользоваться кнопкой Дать слово, выключающей все микрофоны, кроме одного.
- При сложностях с настройкой микрофона, можно пользоваться чатом.
Комментариев нет :
Отправить комментарий