Поддержи Openmeetings

воскресенье, 8 апреля 2012 г.

Задачи ИТ-директора компании с государственным участием

По мнению экспертов основными задачами ИТ-директора являются следующие:

  • формирование стратегии развития ИТ;
  • снижение стратегических ИТ-рисков;
  • создание продуктивной экосистемы развития ИТ в организации в соответствии с целями организации;
  • проактивная поддержка нужд бизнеса и стратегии развития своей организации;
  • выстраивание основных бизнес-процессов ИТ-департамента, в том числе, процесса управления портфелем ИТ-проектов и процесса оптимизации КПЭ существующих процессов;
  • поддержка расчёта КПЭ и оптимизации процессов организации;
  • управление внешней бизнес-средой как в области взаимотношений с клиентами, так и подрядными организациями;
  • внедрение лучших практик отрасли;
  • эффективное использование бюджетных средств;
  • найм, развитие и удержание высокопрофессиональных кадров.

При участии государства в акционерном капитале и управлении компании, к целям организации добавляются цели соответствия государственной политике в области развития ИТ. Эти цели включают импортозамещение, независимость от иностранной интеллектуальной собственности, протекционизм отечественного ИТ-бизнеса на основе отечественных продуктов и свободного программного обеспечения, поддержку инноваций. Разберём эти цели более подробно.

Независимость и протекционизм

Практики ИТ давно убедились в жизнеспособности свободной модели лицензирования программного обеспечения, когда патенты и интеллектуальная собственность на продукт принадлежат сообществу пользователей. Используя свободное программное обеспечение и отечественные разработки, нет необходимости вкладывать средства в иностранные экономики без дивидендов, и попадать в зависимость от чужой интеллектуальной собственности. Европа и США, страны Азии и Латинской Америки уже используют СПО для своих государственных учреждений. Ещё задолго до наступления Мирового финансового кризиса многие государственные учреждения ведущих стран мира начали успешно переходить на СПО. В частности, базовой платформой свободных информационных систем становится Linux.

Наша же страна, к сожалению, пошла по иному пути. Уже на протяжении многих лет ИТ-бюджеты расходуются на приобретение лицензионного ПО компании Microsoft, SAP, Apple и других. Излишне ещё раз рассказывать об упускаемой финансовой выгоде и вопросах государственной безопасности, когда даже США в государственном секторе и обороне пользуется свободными решениями. И это несмотря на тот факт, что более 80% глобальных технологических монополий являются налогоплательщиками США. Охраняемая западная интеллектуальная собственность и отсутствие собственных высококвалифицированных специалистов ставят российский бизнес в колоссальную зависимость, выход из которой один: начать плановый переход на свободные продукты ПО на базе готовых операционных систем под свободной лицензией, и развивать отечественную экспертизу поддержки и разработки подобных систем. Протекционизм внедрения СПО позволяет эффективно вкладывать средства в отечественный интеллектуальный потенциал, вместо того, чтобы инвестировать средства в интеллектуальную собственность глобальных компаний-монополистов, увеличивая зависимость от них и их доходы.

Почему российские ИТ-директора, чьи бюджеты превышают бюджеты западных компаний в разы, не готовы инвестировать в интеллектуальный потенциал отечественной экономики? Почему почти никто не пытается на базе свободных технологий создать внедрения мирового уровня качества? Необходимо снять зависимость страны от чужих закрытых разработок, и, кроме того, привлечь лучшие «умы» мира на модернизацию свободного кода. Подобные проекты позволят в перспективе сэкономить миллиарды на покупке лицензий и развить производство конкурентоспособного ПО в России, и поэтому надо отказываться от таких стереотипов, как никто и никогда на был уволен за то, что выбрал IBM. Сегодня многие компании вполне успешно завершили переход ИТ на СПО своими силами, продемонстрировав государственное мышление.

Первым шагом к открытости является переход на открытые форматы для обмена информацией, в том числе для обмена документами. Переход на такие форматы документооборота можно осуществить уже сейчас, так как их поддерживают все современные программы (в том числе и проприетарные), а смену самого ПО осуществить постепенно. Это позволит сэкономить значительные средства при организации обеспечения деятельности государственных органов и предприятий.

Поддержка инноваций

Начнём с простого примера. Хорошо зарекомендовавшие себя на российском рынке программы «Гарант» и «Консультант+» требуют ручного обновления и не работают на мобильных устройствах. При этом они не дёшевы — покупка программ в большой организации обходится в миллионы рублей. Новые интернет-сервисы, например, pravo.ru, работающий при поддержке Сибирского Федерального Госуниверситета, предоставляют необходимые документы и консультации бесплатно, работают на мобильных устройствах и в перспективе более конкурентоспособны, так как предоставление консультационной услуги на сайте как сервиса не требует содержания сети продавцов и специалистов по обновлению системы. Консервативный ИТ-директор затянет переход на качественно иную платформу.

А в это время как прогрессивный ИТ-директор будет идти вперёд, смягчая за счёт высвобождающихся средств возникающие риски: проведёт обучение персонала работе с новой системой, сохранит экземпляр старой программы на период опытной эксплуатации нового сервиса, соберёт список пожеланий и необходимых доработок по новому продукту, и вложит инвестиции в доработку. Инвестиции в коммерческий отечественный продукт, обеспечивающий лучшую поддержку областей, необходимых как компании, так и другим пользователям — отличный пример государственного мышления прогрессивного ИТ-директора.

Выводы

Таким образом, дополнительными задачами государственного ИТ-директора являются:

  • использование исключительно открытых стандартов;
  • обязательное требование использования СПО при закупках;
  • найм, развитие и удержание квалифицированных кадров в области разработки и внедрения СПО;
  • переход на современные, стандартные и легко масштабируемые сервисы в областях, не являющихся критичными для бизнеса компании.

Комментариев нет :

Отправить комментарий