Мы думаем, что Google и Facebook — это навсегда. Тем не менее техномир сейчас развивается так быстро, что может вынудить их исчезнуть лет через 5–8. Не в результате банкротства, а как MySpace. Есть и научные теории в обоснование этой точки зрения. Да и недавнее прошлое кое-чему учит.
15 лет назад я был аспирантом-философом и учился вместе с Доном Хэмбриком, нынче известным ученым, который исследовал влияние управленческих команд и директоров на развитие и успех их организаций. Научная школа Хэмбрика полагает, что это влияние непропорционально велико. Более того, биография руководителей (образование и карьера — в том числе) определяют их взгляд на мир и манеру действия в конкурентных стычках.
Есть и альтернативная научная школа — ее называют организационной экологией, которая утверждают, что руководители не имеют слишком большого значения. Этот взгляд выработали социологи, которые изучали организации в 1970-х. Они утверждают, что достижения организации гораздо больше зависят от ситуации в индустрии, чем от персоны босса и выбора, который он или она совершает.
В аспирантские времена у меня не было возможности изучить этот экологический подход. Я верил, что против личности бессильны все козни внешней среды. В качестве примера для исследования всегда можно было подобрать какого-нибудь пробивного управленца. Хотя социологи могли бы сказать, что тем же успехом можно считать исключительными интеллектуалами победителей лотереи.
Но с возрастом и после наблюдений за тем, что происходит в мире современных технологий, я стал постоянно думать об этом экологическом концепте. Похоже, что в интернет-пространстве срок жизнеспособности вашей компании зависит от того, когда вы родились.
Подумайте о различиях между поколениями. Бэби-бумеры ведут себя иначе, чем представители поколения Х, и еще больше разницы у тех и других с поколением миллениума. Каждое поколение смотрит на мир со своей колокольни, что сказывается на покупательских рефлексах и на множестве других привычек.
В Интернете было 3 поколения:
- Поколение Web 1.0 — компании, созданные в период с 1994 года по 2001, в том числе Netscape, Yahoo! (YHOO), AOL (AOL), Google (GOOG), Amazon (AMZN) и eBay (EBAY).
- Поколение Web 2.0 или социальное — компании, созданные в период с 2002 года по 2009, в том числе Facebook (FB), LinkedIn (LNKD) и Groupon (GRPN).
- Мобильное поколение — с 2010 года по настоящее время, включая Instagram.
Web 1.0 компании проделали большую работу по агрегации данных и представлению их в легкой для усвоения упаковке. Google упорядочила хаос в сети лучше, чем AltaVista, Excite, Lycos и все другие предшествующие поисковики. Amazon много сделала для централизации электронной коммерции и собрала все, что вам необходимо, в одном месте.
С момента своего появления Web 2.0 компании, казалось, утвердили приоритет социальных связей. MySpace построила сеть поклонников музыки. Фэйсбуку достались студенты. В LinkedIn засели «белые воротнички», профессионалы. Digg, Reddit и StumbleUpon показали, что пользователи могут сами генерировать содержание и повышать рейтинг своего сообщества.
А Web 1.0 компани, похоже, так и не смогли осознать важность создания социальной общности. Даже когда это стало ясно всем, потенциала старых компаний не хватило на переход к новой парадигме. Почему Amazon сделала так мало в этой сфере? А Google? Даже когда они тратят миллиарды на эту проблему, их основная бизнес-модель, принесшая успех, выглядит глыбой на пути к новому мышлению.
У социальных компаний, которые стали появляться, начиная с 2010 года, совершенно другой взгляд на мир. Эти компании — и Instagram наиболее актуальной пример на данный момент — рассматривают смартфон в качестве основной (и часто эксклюзивной) платформы для своих приложений. Они даже не думают о представлении услуг через веб-сайт. Они предполагают, что со временем люди практически забросят веб-сайты ради мобильных приложений.
У нас никогда не будет Web 3.0, потому что Web умирает.
Web 1.0 и 2.0 компании, кажется, по-прежнему не знают, как приспособиться к этой новой парадигме. Facebook празднует триумфальную победу среди социальных компаний. Через несколько недель компания выставит свои акции на торги и, вероятно, достигнет рыночной капитализации в $140 млрд. Тем не менее, она теряет деньги в сфере мобильных приложений и имеет довольно незамысловатые версии для iPhone и IPad. Facebook все еще ищет, как делать деньги в Интернете — ведь у компании всего $3,7 млрд. выручки в 2011 году. Рост ее доходов заметно замедлился в 1-м квартале этого года по отношению к 4-му кварталу прошлого. Она понятия не имеет, как будет делать деньги на мобильниках.
Печальная история адаптации компаний Web 1.0 к миру социальных сетей наводит на мысль, что и Facebook, по закону смены поколений, будет подобным образом криво адаптироваться к мобильникам. Вот и Google потерпела неудачу со своей инициативой «города-призрака« Google+ в прошлом году.
Организационные экологи говорили о «склонности к устареванию» — о растущем со временем несоответствии между присущей организации товарной стратегией и средой ее деятельности. Это вероятное объяснение того, что мы видим сегодня в мире технологий.
Можно ли объявить такие компании, как Google, Amazon и Yahoo!, устаревшими? Они по-прежнему растут. У них по-прежнему огромные аудитории и очень талантливые менеджеры.
Но с каждой новой сменой парадигмы старшее поколение все дальше от реальности и все ближе к своему закату. Более того, темпы утверждения новых технологий, похоже, ускоряются. Тим Кук на прошлой неделе интересно рассказал о скорости изменения его доходов:
За последние 4 месяца, значит только через 2 года после выпуска первого iPad, мы продали 67 млн. планшетов. Для сравнения скажу, что нам потребовалось 24 года, чтобы продать столько Маков, 5 лет, чтобы продать так много iPod'ов, и больше 3 лет на такое же количество iPhone'ов.
Yahoo уже только тень самой себя периода нулевых. Говорят о том, как компания Google вынуждена делать болезненные сокращения, поскольку ее поисковый бизнес (до сих пор приносящий большую часть ее доходов) начинает соскальзывать в пропасть, пользователи начинают отказываться от традиционного способа поиска нужной информации в пользу мобильных приложений.
Facebook тоже сталкивается с жестокой реальностью перехода к мобильным. Хэмиш МакКензи сказал на прошлой неделе, — Я подозреваю, что Facebook будет пытаться решить этот вопрос [о переходе к мобильным], выделяя различные функции в отдельные приложения или HTML5 сайты: отдельно для передачи сообщений, отдельно для канала новостей, отдельно для фотографий и адресной книги. Но это фрагментация основного продукта вряд ли пойдет ему на пользу.
Учитывая, что Facebook затянула с мобильной версией, можно предположить, что она будет так же тормозить, как Google тормозит с развитием социального направления. Изменится ли что-то с приобретением Instagram? На мой взгляд, не очень. Это только показывает, что Facebook действительно боится оказаться вытесненной каким-нибудь мобильным выскочкой.
А как в этом отношении обстоят дела у Apple? Компания Apple занимается аппаратными средствами, поэтому ее трудно положить на одну полочку с веб-приложениями. Тем не менее, она преуспела в создании аппаратной и программной экосистемы для развития мобильных приложений. В некотором смысле, пока ее платформа iOS пользуется успехом, ей без разницы, какие Web 1.0, 2.0 и мобильные компании будут работать на ней. Может быть, поэтому многие компании пытаются подражать Apple. Google купил Motorola Mobility (MMI), чтобы войти в аппаратный бизнес. Facebook и Baidu (BIDU), по слухам, запускают собственную мобильную ОС.
Суть в том, что ближайшие 5–8 лет могут оказаться невероятно динамичными. Вполне возможно, что как Google и Facebook превратятся в тень самих себя — или исчезнут совсем.
Они могут получить все деньги мира на модернизацию, но история показывает, что адаптироваться к новым условиям им не удастся. Часто указывают на долю рынка Android, на то, что Google в любой день может установить плату в $10 в месяц за дополнительные сервисы. Поклонники Google считают это гарантией будущей прибыли. Лучше укажите хоть одну успешную Web 1.0 компанию в новом поколении.
Гораздо проще получать информацию от мобильного помощника Siri, чем набирать поисковый запрос в строке. У Google — 76% рынка. У Facebook — 900 млн. пользователей в месяц. Но Web-монополии совсем не такие незыблемые, как монополии прошлого.
Forbes
Комментариев нет :
Отправить комментарий