Отрасль видеосвязи постоянно пополняется новинками — от высоконагруженных систем телеприсутствия до последних разработок для планшетников, телефонов и iPod. Технологии фокусируются на предоставлении лучших решений для совместной работы и общения. Но уделяется не так много внимания тому, как эти же технологии могут затруднить коммуникацию, если применять их неправильно.
Пример такого недосмотра — как технологии помогают установить контакт «глаза в глаза». В терминологии телеприсутствия это называется «линия зрения» или «линия взгляда». Давайте остановимся на этом подробнее.
Психология диктует определенные ключевые элементы, которые способствуют эффективному общению между двумя или более индивидами. То, как хорошо мы можем укрепить отношения друг с другом, очень сильно зависит от зрительного контакта.
- Когда вы смотрите в глаза при разговоре, частота сердцебиения увеличивается, тем самым показывая психологическую связь между вами и собеседником.
- 80% любых случайных коммуникаций с коллегами или клиентами включает так называемые «невербальные коммуникативные навыки», а не произносимые слова.
- Зрительный контакт — самый важный и все еще до конца неизученный компонент невербального общения.
- Люди, которые испытывают трудности с контактом «глаза в глаза», часто страдают от психологических недугов и расстройств личности.
Системы для видеосовещаний и телеприсутствий относятся к этому по–разному и симулируют зрительный контакт под разным углом. Например, если вы сидите вдали от монитора с трехэкранной системой телесовещаний, смотря прямо на собеседника, также сидящего вдали, но камеры находятся посередине, то на уровне подсознания вы почувствуете, что собеседник слушает вас невнимательно и его внимание отвлечено на другой объект. В этом примере технология, которая не должна оказывать влияния, на самом деле оказывает его и еще и не самым лучшим образом.
Надо признать, что большинство видеосовещаний, использующих видео высокого качества, сталкиваются с проблемами как раз вызванными местоположением камеры.
Если здесь смотреть видеособеседнику в глаза на экране, то собеседник в действительности не увидит контакта «в глаза», так как физически вы будете смотреть ниже уровня камеры. Некоторые производители компенсируют это за счет уменьшения расстояния от экрана до пользователя, однако, к сожалению, даже в этом случае мозг человека улавливает отсутствие зрительного контакта.
На самом деле это известная проблема. Так во многих видеоконференциях отдела продаж менеджеры по продажам специально обучены искусству смотреть «в глаза» и поэтому контакт с пользователем находящимся в одной комнате или по ту сторону экрана не отличается. Если посмотреть на эти видеоконференции со стороны, то можно хорошо увидеть эту разницу — между обученными и необученными участниками.
Сегодня на рынке представлено очень мало телесистем, которые предлагают истинную «линия зрения», тем самым делая зрительный контакт естественным.
В таких системах камера ставится позади экрана — прямо на уровне глаз. Только при данном расположении пользователь почувствует реальный, естественный зрительный контакт, но только с удаленным участником.
Важность этой опции отличается от приложения к приложению. Если, скажем, вы используете бесплатное интернет решение, чтобы сказать «привет» своему ребенку, сам факт, что есть видеоконтакт, является достаточным для разговора. Однако, если видеосвязь используется для виртуальной коммуникации, при которой необходимо построить надежные и доверительные отношения, то возможность смотреть прямо в глаза здесь очень важна. Или, говоря другими словами, отсутствие хорошего зрительного контакта — это совершенно ненужный психологический барьер, который вряд ли возникнет при межличностном общении, поэтому при использовании видеосвязи в работе следует не забывать про это.
1 комментарий :
Очень интересная информация! Было бы полезно многим побольше узнать о "правильных и неправильных" видео контактах.
Отправить комментарий